↑ Вверх

Законодательство, регламентирующее порядок рассмотрения обращения граждан (в вопросах и ответах)

 

1. Кто может направить обращение в рамках ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

В соответствии со ст. 1:

Граждане РФ
Иностранные граждане
Лица без гражданства

Для обращений иностранных граждан и лиц без гражданства Федеральным законом или договором может быть установлен особый порядок рассмотрения обращений.

 

2. Могут ли государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица устанавливать оплату за рассмотрение обращений граждан?

Нет! В соответствии с ч. 3 ст. 2 рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Также необходимо иметь ввиду, что в соответствии с ч. 8 ст. 8. Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляется бесплатно информация: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация. Также закон закрепляет, что установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

 

3. Каким должно быть письменное обращение заявителя?

Письменное обращение гражданина должно соответствовать требованиям ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а именно, в обращении должна содержаться следующая информация:

наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляется обращение (или Ф.И.О. должностного лица);
Ф.И.О. заявителя;
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
суть предложения, заявления или жалобы;
личная подпись;
дата.

 

4. В каких случаях гражданину не дается ответ на обращение или отказывается в дальнейшем рассмотрении обращения?

если в письменном обращении не указаны Ф.И.О. направившего обращение;
если не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение;
если текст письменного обращения не поддается прочтению;
если в обращении содержатся нецензурные или оскорбительные выражения;
если в обращении содержатся угрозы жизни, здоровью имуществу должностного лица или членов его семьи;
если в обращении содержится вопрос, на который обратившемуся гражданину многократно давались письменные ответы по существу.

(ст. 11, ч. 6 ст. 13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

5. Как исчисляется срок рассмотрения письменного обращения?

1 этап - после поступления в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в течение 3 дней обращение должно быть зарегистрировано (ч.2 ст. 8).

2 этап - рассмотрение обращения не должно превышать 30 дней с момента регистрации письменного обращения в органе в чью компетенцию входит решение поставленных в обращении вопросов (ч.1 ст. 12).

 

6. В каких случаях и кем срок рассмотрения обращения может быть продлен?

Срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней либо руководителем государственного органа или органа МСУ, либо уполномоченным на то лицом.

В случае направления запроса в другие государственные органы местного самоуправления и иным должностным лицам о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов
В исключительных случаях (При продлении срока рассмотрения обращения по данному основанию государственный орган, орган местного самоуправления или их должностные лица должны обосновать исключительность обстоятельств послуживших причиной для продления. Данные обстоятельства должны быть изложены в уведомлении о продлении срока рассмотрения обращения, направляемом заявителю.) (ч.2 ст. 12).

 

7. Имеет ли право государственный орган, орган местного самоуправления или их должностные лица отказать в приеме обращения,  если  решение поставленных в нем вопросов не входит в компетенцию данных органов и должностных лиц?

Нет! Орган государственной власти, местного самоуправления, их должностные лица не вправе отказать в приеме обращения. Обращение должно быть принято и в течение 7 дней со дня регистрации направленно в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. (ч.З ст.8).

 

8. Должен ли гражданин, направивший обращение быть уведомлен о передачи его на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу?

Да! О направлении обращения в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов уведомляется гражданин, направивший обращение. Данное направление обращения называется «переадресация». (ч.З ст.8).

 

9. Обязательно ли участие гражданина, направившего обращение, в его рассмотрении?

Нет! Но в случае необходимости орган, должностное лицо рассматривающие обращение, могут принять решение об участии гражданина в его рассмотрении (п.1 ч.1 ст. 10).

 

10. Имеет ли право орган или должностное лицо, рассматривающее обращение запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в судах, органах дознания и органах предварительного следствия?

Нет! (п.2ч.1 ст. 10).

 

11. Можно ли направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется?

В случае, когда при необходимости переадресации обращения выясняется, что решение поставленных в обращении вопросов находится в компетенции органа или должностного лица, чьи решения или действия (бездействия) обжалуются, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд. (ч.6,7 ст. 10) В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (ст. 1).

 

12. Что делать заявителю, если в результате рассмотрения обращения имели место незаконные действия должностных лиц?

Согласно ст. 16 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обратиться в суд.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в порядке установленном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в установленный законом срок, он вправе обратиться с жалобой в суд.

 

13. Кем и в каком порядке граждане информируются о личном приеме в органах государственной власти или местного самоуправления?

Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать граждан:

О месте приема;
О днях и часах приема.

Положения ч.1 ст. 13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержат обязывающую норму. Неисполнение данной обязанности нарушает конституционное право граждан, закрепленное в ст. 33 Конституции РФ и положения ч. 1 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При реализации данной обязанности органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица вправе использовать различные виды информирования граждан, в том числе по средствам СМИ и телекоммуникационных технологий.

 

14. Обязан  ли  заявитель  при  личном  приеме  предъявить  документы, удостоверяющие его личность?

Да! В соответствии с ч. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при личном приеме гражданин предъявляет документы, удостоверяющие личность.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (ст. 7) основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

 

15. В каких случаях ответ на обращение, изложенное в ходе личного приема, может быть дан устно?

Ответ может быть дан устно только с согласия гражданина и только в том случае, когда изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.

О том, что ответ на обращение был дан заявителю в устной форме, делается запись в карточке личного приема гражданина.

 

16. Какую ответственность несет гражданин за указание в обращении заведомо ложных данных?

В данном случае гражданин будет нести гражданско-правовую ответственность в форме возмещения расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом. Сумма расходов взыскивается с заявителя по решению суда.

 

17. Какие меры могут быть применены к лицам, которые по запросу органа или должностного лица, рассматривающего обращение, не предоставили или несвоевременно предоставили необходимую информацию?

В данном случае необходимо знать, что если это государственный орган или должностное лицо данного органа, то в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ виновных можно привлечь к административной ответственности за непредставление или несвоевременное предоставление сведений (информации).

 

18. Как обеспечивается безопасность гражданина в связи с его обращением?

Безопасность гражданина обратившегося в органы государственной власти, местного самоуправления или их должностным лицам обеспечивается по средствам установления запретов на определенные действия в отношении заявителя под угрозой ответственности. Так в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также касающихся частной жизни гражданина без его согласия. За разглашение данной информации без согласия гражданина возможно привлечение к административной ответственности на основании ст. 13. 14 КоАП РФ.

Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Санкция данной нормы предусматривает ответственность для должностных лиц от 40 МРОТ (4000 рублей) до 50 МРОТ (5000 рублей).

 

19. Какие изменения в порядке рассмотрения обращений граждан произошли по отношению к ранее действующему Указу Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»?

изменился порядок исчисления срока рассмотрения обращений граждан (ранее срок исчислялся со срока получения обращения, указанного в уведомлении, в настоящее время срок исчисляется со дня регистрации письменного обращения гражданина)
в отличие от Указа Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает единый срок рассмотрения для всех видов обращений и не устанавливает специальных сроков рассмотрения обращений для отдельных категорий граждан, таких как военнослужащие и члены их семей
новый закон не устанавливает обязанности для органов государственной власти и местного самоуправления безотлагательно (или в течение 15 дней) рассматривать обращения граждан в случаях, если решение вопроса по существу не требует дополнительного изучения и проверки, как это было ранее.